Развитие памяти и внимания. Самые эффективные упражнения для развития памяти. Мнемоническое упражнение «20»

Революционные открытия как работает наша память и как надо запоминать! Для многих людей это станет настоящим открытием.

У людей нет плохой памяти, просто нас не научили как ей правильно пользоваться. Память у нас работает прекрасно. В данной статье Вы найдёте самые эффективные и интересные упражнения и видеотренинги по тренировки памяти и внимания

По времени хранения информации выделяют:

Долговременную память
Кратковременную память
Мгновенную или иконическую

В долговременной памяти информация хранится годы и десятилетия. Последнее, что забудет человек - звуки его собственного имени. В долговременную память помещается только то, чем мы пользуемся регулярно, о чём постоянно думаем.

В кратковременной памяти информация задерживается на несколько минут, часов, дней, иногда недель. Потом за ненадобностью она «испаряется». Мозг не любит хранить то, чем хозяин не пользуется. Уж слишком много он тратит энергии и ценнейших веществ. Один из способов стремительно тупеть - как можно реже напрягать свою память. Ничего не учить, не читать новых книг, говорить короткими примитивными фразами.

Мгновенная память названа так, потому что она хранит информацию в буквальном смысле слова мгновения - секунды, доли секунды. Эта память работает, когда мозг оценивает ситуацию на перекрёстке дорог, следит за быстро движущимся объектом, читает текст. Пока мы смотрим на страницу, наш мозг помнит очертания большого количества букв, слов и фраз, но стоит оторвать взгляд от страницы, как из мгновенной памяти большая часть картинок улетучивается.

Чем развитее у человека мгновенная и кратковременная память, тем больше шансов пополнить память долговременную. Кратковременная память - входные ворота долговременной, а долговременная память - это входные ворота интеллекта. Чтобы иметь красивое стройное мускулистое тело, нужно заниматься спортом, регулярно давать мышцам нагрузку. Также и с памятью. Тренировка памяти - не что иное, как её использование, применение, постоянная практика запоминания. Лучший вариант - учить стихи. Это расширяет словарный запас и увеличивает площадь контактов между нервными клетками головного мозга.

Тренировка памяти упражнения:

Упражнение «Дом памяти»

Попробуйте по памяти назвать по фамилиям всех поэтов или писателей, которых тока сможете вспомнить. Если Вы смогли припомнить без больших затруднений и торможения хотя бы 12-15 авторов, то это весьма не плохо. Помимо фамилий поэтов, можно называть понятия из любой сферы (женские и мужские имена, предметы мебели, комнатные растения, все понятия относящиеся к математике, изобразительному искусству и т.п.)



Упражнение «Концентрация на задаче»

Простое упражнение, которое поможет Вам развить привычку концентрироватьс на задаче — это произнесение слов наоборот.

Любовь — Вобюл
Пианино — Онинаип
Небоскрёб — Бёрксобен
Картина — Анитрак
Потолок — Колотоп

Нос-Сон
Дар-Рад и т.п. Затаем переходите к двусложным словам:

Рога — Агор
Небо — Обен
Гора — Арог

Казалось бы, примитивное детское упражнение! Но оно тренирует зрительную память. Не так уж просто без навыка удержать в воображение слово «мегаполис» или «шахматы». Как только вы попытаетесь произнести эти слова наоборот, не подглядывая в запись, у Вас возникнут трудности. Что с этим делать? Разбивать Умственную задачу на блоки.

Шахматы= шах мат ы

В начале нужно удостовериться, что Ваш мозг видит три отдельных части слова: шах мат ы. Вы можете разбить слово иначе, по слогам: шах-ма-ты . В любом случае, Вам нужно удержать в воображении три фрагмента. Память и внимание тренируется колоссально! Если перед вашим мысленным взором уже зафиксировались три слога, не составить труда прочесть их наоборот: ы там хаш.



Упражнение «Целлюлярный токинг»

То, что я сейчас советую Вам сделать, будет выглядеть странновато. Тем не менее, «оно самое» поможет.

а)Увеличить скорость мышления и улучшить внимание

б) сократить время на пути образ — слово (а значит, увеличить скорость чтения)

в) Испытать, как напрягается ваша память (некоторые будут откровенно «тормозить», выполняя это простое задание).

Как можно быстрее называйте вслух все предметы, которые видите перед собой. Вот я, к примеру вижу:
Монитор, зеркало, наручные часы с кожаным ремнём, сотовый телефон, измерительную рулетку, торшер, вебкамеру, три карандашницы, книги, еженедельники, кактус и т.д.

Вы можете перечислять предметы как с описательными характеристиками, так и без конкретики: колонки, подушка, диван, стена, рамка, медаль, фотография, расчёска и т.д.

Это упражнение интересно выполнять, когда есть хотя бы один зритель. Понаблюдайте за собой: через какое время вы «сдуетесь», паузы между словами возрастут и вы станенете мычать и помогать себе жестами. Свои мозговые клетки можно и нужно регулярно «доить».

В этом случае скорость синтеза необходимых клеткам веществ растёт, и нейроны привыкают работать не вполсилы, а на полную катушку. Почаще устраивайте им напряжённый кросс, и они отблагодарят вас. Вы будете быстрее подбирать аргументы в споре и лучше соображать, перестанете страдать от рассеянности и забывчивости. Реакция вашего мозга в стрессовых ситуациях, вроде намечающегося ДТП, можете стать молниеносной.

Упражнение «тренировка второго полушария».

Это для любителей потренировать память нестандартным спсобом, а именно: развивайте правое полушарие головного мозга. За работу левой руки отвечает именно оно. Не всегда удаётся выделить время для тренировки левой руки. Но если привязать тренировку к бытовым действиям, которые всё равно приходится делать каждый день, то Ваш мозг станет стремительно развиваться. Например: мытьё посуды, чистка ванны или раковины, можно перестроить мышь компьютера под левую руку, пытаться писать левой рукой и т.п.

Упражнение «Римская комната»

Это приём на запоминание чего угодно. Списка продуктов,
Тони Бьюзен в книгах по улучшению памяти пишет о «Римской комнате». Мол, древние римляне использовали её для запоминания важных событий, замена ежедневника. Римской комнатой, по Бюзьену может служить Ваш кабинет, спальня или комната из детства, может быть Ваш автомобиль. Как правильно выполнять данное упражнение, Вы можете посмотрев это видео.



Возникает вопрос, «Не захламится ли память всеми этими предметами?» Но механизмы памяти совершеннее, чем может показаться. Как только мы выполнили задачу, память тут же избавляется от лишнего образа без каких либо усилий с нашей стороны. Если мы не используем какую-то информацию, наш мозг, как рачительный хозяин, немедленно избавляется он неё. Именно поэтому после выхода на пенсию люди стремительно утрачивают свой профессионализм. Если помолчать годик, то и говорить разучишься.

Тренировка памяти в быту:

1) Новую информацию читайте каждый день.

2) После просмотра фильмов и передач мысленно «прокручивайте» их в голове от начала до конца.

Точно ли Вы помните название? Обратили ли внимание на имена режиссёра, актёров? Вам не было интересно или виной всему банальные невнимаетельность и лень?

3) Список что нужно купить держите в голове, а не в кармане.

5) Старайтесь запомнить имена: общих знакомых, в том числе случайных, членов семьи начальства. Это экономит нервы и улучшает кровоснабжение в коре головного мозга.

6) Запоминайте все нужные телефонные номера.

7)В конце дня (можно в постели) припоминать события дня с самого утра.

Это ценно не только для тренировки памяти, но и для анализа — наилучшим ли образом я построил день? В мельчайших подробностях припоминайте события последенего часа, если нет возможности читать, а время уходит не по Вашей вине.

8)Запоминайте Дни Рождения, расписание дня и недели.

Это не значит, что нужно отказаться от планирования на бумаге, но лучше иметь копию в голове.

9) Говорите без шпаргалки

10) Заведите блокнот для люботных фактов, идей, ссылок, цитат, чтобы была возможность воспользоваться ими при случае. «Скоростная память» .

Как вам эта статья? Советую получать свежие статьи на e-mail , чтобы не пропустить информацию о новых статьях моего блога!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наш мозг ленив и неповоротлив. Если нагружать его однотипными и привычными задачами, он быстро "тупеет" и теряет способность действовать быстро. Шестеренки в голове начинают крутиться медленнее и со скрипом.

сайт нашел 15 сайтов, где много разных тренажеров для мозга. При помощи задач, упражнений и игр сегодня потренируем память, завтра логику. А получим красивый и подтянутый ум.

Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество ваших памяти, мышления, внимания. На основании этих результатов вы получаете программу тренировок. Опять-таки есть платный уровень, где обещается больше возможностей.

Этот сайт встречает нас фразой: "Нет людей с плохой памятью. Есть люди, которые не умеют ею пользоваться". Выполняя несложные упражнения, можно развить память, получить навыки в запоминании чисел, слов и текстов, развить внимание и образное мышление. Также на сайте есть небольшие статьи с полезными советами.

На сайте можно проверить память и пройти онлайн-тренировку внимания, концентрации, реакции и других функций мозга с помощью программ и игр. Есть подробная теоретическая часть, рассказывающая о том, что такое мозг и как поддержать его в хорошем состоянии.

На этом сайте всего один тренажер для мозга - задачка N-назад. Это упражнение, которое улучшает оперативную («рабочую») память, совершенствует подвижный интеллект, оптимизирует скорость мышления. Суть игры: пользователь видит квадратики в ячейках матрицы и слышит буквы. При этом необходимо определить и указать, встречался ли предъявляемый образ на n-позиций (1, 2, 3...) назад.

Игры, выложенные на этом сайте, призваны тренировать память, скорость, гибкость мышления, вычислительные навыки. Прежде чем начать тренировки, нужно будет определить те возможности ума, которые хочется развить в первую очередь. Это определит выбор упражнений для тренировок.

Еще один сайт с логическими играми, головоломками, упражнениями для развития памяти и паззлами для развития внимательности. Девиз - "Прокачай свой мозг".

На сайте "Занимательная педагогика" есть интересный тест, пройдя который, можно определить возраст своего мозга.

Это сайт о возможностях человеческого мозга и развитии интеллекта. Здесь рассказывают о том, как устроена наша голова, как там все работает, и дают советы, как ускорить эту работу. Например, есть статья "Как улучшить кратковременную память", задачки на логику и многое другое.

Онлайн-игра на развитие скорости счета. Есть несколько режимов: тренировочный, где не ведется подсчет времени; марафон - нужно как можно быстрее ответить на 20 вопросов; безошибочный, где игра длится аж две минуты, но при этом нельзя допустить ни одной ошибки, и другие.

Человек живет в мире, где каждый день ему приходится сталкиваться с огромными объемами информации. Поэтому если не пытаться усовершенствовать свою память и внимание, то можно с легкостью затеряться в этом бурном потоке различных сведений, фактов, событий, дат.

Виды и характеристики памяти

Память делят на пять видов, которые отличаются друг от друга

  1. Моторная память – отвечает за движения. Благодаря ей происходит автоматическое воспроизведение таких движений, как ходьба, бег, поворот головы, поднятие руки и прочее.
  2. Эмоциональная память – это все чувства, связанные с определенными происшествиями в жизни.
  3. Образная память – неразрывно связана с работой органов чувств, так как события поступают в форме различных образов. Эта память в свою очередь делится на подвиды: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая.
  4. Логическая память – благодаря ей различные элементы связываются друг с другом логической связью (например, причина и следствие).
  5. Эйдетическая память – помогает воспроизвести яркие события с мелкими деталями и подробностями.

Память имеет свои характеристики : объем (запоминание и хранение информации в определенном объеме), быстрота (это скорость, с которой воспроизводится информация при необходимости), точность (воспроизведение и запоминание информации с различного рода деталями) и длительность хранения информации (это срок, в течение которого удерживается информация в памяти).

Упражнения для тренировки памяти и внимания

Если человек хочет развить свою память, ему необходимо запастись огромным терпением, так как это долгий и достаточно трудоемкий процесс. Рассмотрим несколько простых упражнений для развития памяти и внимания.

  1. Необходимо взять картинку, на которой изображены несколько животных, количество их должно быть от семи до десяти. В течение одной-двух минут смотрим на картинку, затем убираем ее и на чистом листе записываем всех животных, которых запомнили по алфавиту.
  2. Можно попросить кого-нибудь написать 15–20 слов, которые ничем между собой не связаны. Прочесть их в течение 1-2 минут, а затем попытаться записать их в том же порядке, что и в списке.
  3. Берем предмет, который состоит из множества мелких деталей, изучаем его в течение 1-2 минут. Затем убираем его и пытаемся описать как можно точнее.
  4. Выбираем отрывок текста или стихотворение и пытаемся выучить как можно быстрее.
  5. Такие игры, как монополия и покер помогают развить логическое мышление и продумывать ходы – свои и соперника.

Что необходимо для удачных тренировок памяти и внимания?

Для того чтобы мозг хорошо работал, ему необходимо обеспечить условия работы. Как же это сделать? Мозг снабжается кровью, которая обеспечивает его кислородом. Поэтому на работе необходимо на 2-3 минуты открывать окно и проветривать комнату, нельзя работать в прокуренных помещениях. И хотя бы один день в неделю нужно стараться проводить на свежем воздухе.

Ученые доказали, что чем больше человек двигается, тем крепче у него память и внимание. Отдел мозга, который отвечает за запоминание и ориентирование в пространстве при активном образе жизни усиливает рост нервных клеток, а значит и укрепляет структурные связи, улучшая память.

Для улучшения эффекта от тренировок памяти и внимания используйте следующие рекомендации:

1. Постановка цели. Прежде чем начать запоминать, поставьте цель (устно или письменно), т.к. наш мозг устроен так, что при наличии цели он концентрируется именно на том, на чем именно нужно.
Пример: закройте глаза и попытайтесь вспомнить какие вещи вокруг вас например синего цвета, после того как идеи из памяти исчерпались, откройте глаза и вам сразу же начнутся бросаться в глаза предметы именно этого цвета которые вы не замечали.

2. Сопоставление. Для упрощения запоминания сопоставляйте слова с образами. Мозгу тяжело запоминать слова, ему легче запомнить образ связанный с этим словом.

Также для хорошей работы мозга и функционирования памяти и внимания необходимо высыпаться (для взрослого человека достаточно семь–восемь часов, для подростка – девять). Негативно влияют на работу памяти и внимания такие привычки, как курение и злоупотребление алкоголем. Все это постепенно разрушает память, снижает способность к запоминанию и ухудшает внимание.

Тренируем память и внимание с помощью пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика помогает синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга. Упражнения для памяти не отнимут у вас и 5-и минут, поэтому выполнять их можно в любое время и месте, где вам будет удобно.

Перед упражнением следует растереть руки сильно до разогрева, чтобы усилить кровообращение необходимых зон для стимуляции.

  1. Хлопки ладонями — снимает напряжение наших ладош.
  2. Упражнение с большими пальцами. Выполняется упражнение следующим образом. Обхватываем большой палец ладошкой и тянем его от себя, как бы «отрываем» его. Упражнение делается в течении 30 секунд.
  3. Жесты Кукиш и Окей. одной рукой изображаем жест кукиша,а второй рукой жест окей. меняем местами жесты поочередной. Может в начале будет тяжело, но после нескольких упражнений можно привыкнуть.
  4. Объятия пальцами. Соединяем ладошки вместе и сгибаем пальцы в замок поочередно (указательный одной ладони с указательным второй, безымянный одной ладони с безымянным второй и так далее).
  5. Сожмите ладони в кулак, поочередно отгибайте два верхних и два нижних пальца. На одной руке отогните два верхних пальца, на второй руке два нижних, и чередуйте пальцы на обоих руках.

Способы улучшения памяти и внимания в любой момент

  • Старайтесь запоминать названия улиц и проулков сопоставляя их с картой местности, тем самым запоминая их расположения на карте при прогулках или поездках по городам.
  • При беседах с людьми старайтесь запомнить всевозможные мелочи. Обращайте внимание на внешний вид и жесты собеседника. При разговоре и зрительном контакте ваше внимание лучше фокусируется.
  • Учите всевозможные стихи, интересные фразы, номера телефонов, иностранные языки.
  • При повторной готовке любого блюда старайтесь делать его по памяти. Изучите все пропорции и ингредиенты, и пользуйтесь рецептами без кулинарной книги.

Боремся с рассеянностью и улучшаем внимание

Рассеянность очень осложняет жизнь. Недовольное начальство и домочадцы, забытые вещи, не сделанные дела, невыполненные обещания – вечные спутники рассеянного человека.

Невнимательность бывает разной. Специалисты разделяют ее на «подлинную» и «мнимую» . Первый вид невнимательности свойственен людям, страдающим от сильного переутомления или может являться признаком некоторых болезней, например, анемии. «Мнимая» рассеянность, как ни странно, является результатом повышенной сосредоточенности. Человек настолько увлечен каким-то делом, что все остальное просто выпадает из поля его зрения.

Рассеянность – не врожденное качество. От нее можно и нужно избавляться. Однако для этого придется приложить немало усилий. Прежде всего, нужно позаботиться о полноценном отдыхе. Спать не менее 8 часов. Регулярно питаться, желательно здоровой пищей. Постараться отказаться от вредных привычек, употребления алкоголя. По возможности избегать стрессов, регулярно заниматься спортом и ограничить свое пребывание в сетях. Ведь доказано, что злоупотребление интернетом делает человека забывчивым и невнимательным .

Порой рассеянность проявляется в результате недостатка витаминов В12 и В9. Поэтому рассеянным людям необходимо включить в свой рацион такие продукты, как рыба, крольчатина, говяжьи печень, сердце и почки, морепродукты, молочные и кисломолочные продукты – в них содержится заветный В12. А чтобы восполнить недостаток витамина В9 нужно употреблять в пищу зелень, бобовые, капусту (брокколи, кочанную, цветную), печень, яйца, крупы, арбузы, орехи, цельно зерновой хлеб, кукурузу, помидоры, цитрусовые.

Упражнения для улучшения внимания

Взять верх над невнимательностью помогут упражнения для тренировки памяти. Вот несколько простых упражнений, которые помогут справиться с рассеянностью и сконцентрироваться. Но при условии, что делать их будут регулярно.

  1. Нужно выбрать знакомого человека и вспомнить о нем как можно больше. Все до мельчайших деталей. Цвет глаз, волос, прическа, одежда, обувь и аксессуары, которые он обычно носит. А при встрече сравнить полученный портрет с оригиналом.
  2. Читая книгу нужно попробовать одновременно напевать вслух. Это упражнение научит работать в режиме многозадачности.
  3. Выбрать на улице вывеску или рекламный плакат. Разглядеть его в течение нескольких секунд, отвернуться и попытаться как можно подробнее описать увиденное. Это упражнение помогает развить внимание к мелочам.
  4. Гуляя по парку или двору нужно выбрать случайного прохожего, посмотреть на него секунду, потом отвернуться и представить, что он делает и куда направляется. Затем обернуться и проверить правильность догадки. Это упражнение «научит» мозг подмечать больше деталей и развить способность прогнозирования.
  5. Нужно нарисовать на чистом листе точку произвольного цвета и размера и положив перед глазами, полностью сосредоточиться на ней, отгоняя все посторонние мысли. Продолжать упражнение нужно минут десять. Это упражнение усилит концентрацию внимания.
Итак для улучшения памяти и внимания нужно:
  • спать не менее 8 часов;
  • регулярно питаться, употреблять здоровую пищу;
  • бросить вредные привычки;
  • проводить больше времени на природе и меньше у мониторов;
  • тренируем память делая специальные упражнения;
  • само совершенствоваться (читать книги, учить языки, изучать интересные публикации, как наши)

И в завершении давайте окунемся немного в мифы Древней Греции, где существовали в те далекие времена река Забвения и Богиня Мнемозина. Они были полной противоположностью друг друга. По приданию, все умершие, попадая в царство мертвых, пили из реки Забвения и забывали всю свою земную жизнь. И только двоим – Тиресию и Амфиарайю – удалось сохранить свою память после смерти. Богиню Мнемозину очень любили и почитали в Греции. Это богиня памяти. Она могла воскрешать из давно позабытого прошлого различные события и факты. Отсюда можно сделать вывод, что еще ученые Древней Греции понимали важность и необходимость изучения памяти.

Прекрасная память - ценнейший инструмент жизнедеятельности человека в любом его возрасте, но в большинстве случаев, ценить этот инструмент люди начинают лишь тогда, когда возникает острое понимание того, насколько важна хорошая память и как сильно портят жизнь забывчивость и рассеянность. С возрастом любые тренировки становятся сложнее.

Так, для того чтобы без особого труда удавалось запоминать любую информацию, детям необходима заинтересованность, подросткам - высокий уровень мотивации, взрослым людям - регулярные тренировки. И вместе с тем постоянные тренировки этого психического процесса влекут за собой и поддержание активности мозга, а, значит, полноценную жизнь взрослого человека на всем её протяжении.

Виды памяти

Психологи классифицируют память следующим типам:

  1. Зрительный тип . В случае преобладания этого типа полученную информацию человек лучше запомнит, если у него будет возможность увидеть событие своими глазами или прочитать информацию в каком-либо источнике.
  2. Слуховой тип . При преобладании слухового типа человеку бывает достаточно услышать один раз, и он уже будет способен даже спустя какое-то время воспроизводить услышанную информацию. Так, людям с более развитым слуховым типом памяти, для лучшего запоминания текстов, рекомендуется проговаривать их вслух.
  3. Двигательный (моторный, тактильный) тип предполагает способность человека «автоматически» запоминать все часто осуществляемые действия. Например, при уверенном вождении автомобиля с механической коробкой передач работает именно этот вид памяти, точно так же, как и в случае с навыками написания текста. В случае преобладания двигательного типа индивиду необходимы ассоциации с двигательной физической активностью. Так, например, прекрасно владея «слепым» методом печати, человеку с двигательным типом памяти достаточно сложно воспроизвести на бумаге всю последовательность расположения букв на клавиатуре, до тех пор, пока он не начнёт с помощью движения рук вспоминать о том, где какая буква расположена.
  4. Смешанный тип . В этом случае, отсутствует единственный приоритетный способ запоминания, но активно используются два типа или (что случается значительно реже) способности к запоминанию распределяются равномерно по всем типам памяти.

Кроме этого, выделяют кратковременный и долговременный виды памяти.

Кратковременный тип возникает в результате реакции на происходящие события и способна храниться в голове не дольше 3 месяцев. На этом этапе происходит анализ полученных данных и на уровне работы нейронов головного мозга принимается решение о том, нужно или нет «переносить» данные сведения в долгосрочный тип. Благодаря этому свойству, человеческий мозг не переполняется неактуальной информацией.

Долговременный тип обеспечивает сохранность информации в течение длительного времени, часто на протяжении всей жизни. Вся имеющаяся информация в долговременной памяти может воспроизводиться неограниченное количество раз. Этот тип памяти позволяет в нужный момент времени вспомнить необходимую информацию и применить имеющиеся сведения в жизни.

У каждого человека преимущественный тип памяти зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей. Этот параметр считается врождённым и не меняется в течение жизни. И точно зная о том, какой из типов памяти наиболее развит, можно не только с большим успехом запоминать полученную информацию и пользоваться ей в профессиональной или повседневной деятельности, но и развить способности к запоминанию, и тренировать память в более «слабых» местах.

Приёмы тренировки памяти

Существует огромное количество методов и способов тренировки памяти. Суть любого из методов заключается в возможности переноса получаемой информации в долговременную память, для дальнейшего использования этой информации при необходимости. Практически все упражнения предназначены для тренировки того типа памяти, который развит у конкретного человека в наименьшей степени. Наиболее распространённые методики тренировки памяти можно классифицировать следующим образом.

  • Метод взаимосвязи внимания и впечатления . Здесь имеется в виду, что наилучшим образом запоминается те сведения, которые интересны человеку и на чём он сконцентрирован больше всего. Таким образом, для того чтобы научиться лучше запоминать какую-либо информацию, важно освоить способ концентрации на ней и научиться получать эмоциональную отдачу. Например, чтобы запомнить все нудные правила дорожного движения, нужно чётко определить для себя пользу от полученных знаний и для окраски эмоционального фона можно добавить элемент игры или азарта. Скажем, чем быстрее и точнее будут выучены правила, тем быстрее можно будет сдать экзамен в ГАИ, получить водительское удостоверение и наконец-то, сесть за руль автомобиля.
  • Метод использования ассоциаций . Ассоциации позволяют сконструировать воображаемую связь между сведениями, уже имеющимися в долгосрочной памяти и информацией, которую необходимо запомнить. Использование этого метода позволяет запоминать больший объем данных за меньшее количество времени. Так, для успешного запоминания нового материала необходимо найти соответствующие яркие ассоциации, способные помочь воспроизвести усвоенный материал. Главное правило этого метода - ассоциация должна быть необычной, понятной, лёгкой для запоминания и воспроизведения.
  • Метод структурирования . Прекрасный способ для целенаправленного запоминания. Он заключается в разделении информации на тематические блоки, основанные на логике и ассоциативном мышлении. Основное правило метода структурирования заключается в необходимости создания удобной и логичной структуры изучаемой информации. Здесь выделяют следующие способы структурирования:

  1. Способ римской комнаты (цепочка Цицерона). Суть метода заключается в мысленном расположении запоминаемых объектов в хорошо знакомом помещении в строго зафиксированном порядке. Для последующего воспроизведения информации необходимо вспомнить помещение и «что где лежит».
  2. Способ ментальных карт Бьезена (диаграмма связей, ассоциативная карта, майндмэппинг) - использование блок-схем для изображения структуры запоминаемого материала.
  • Метод повторения - самый простой и привычный метод тренировки. Для того чтобы информация надолго сохранилась в памяти взрослого человека, необходимо время от времени возвращаться к когда-то выученному материалу. И чем свежее изученная информация, тем чаще необходимы повторения для наилучшего запоминания. В дальнейшем просто необходимо периодически «освежать» когда-то усвоенную информацию. Этот нехитрый приём позволяет не только закрепить в голове полученные знания, но и развить функцию памяти.
  • Мнемотехника или использование совокупности перечисленных выше методов для запоминания определённых типов сведений. Под определёнными типами сведений в этом случае понимается объединение информации в условные группы, например, «имена и лица», «цифры и числа», «иностранные слова» и т. д. Основными инструментами мнемотехники считается использование свободных ассоциаций и условного кодирования.

Так, например, чтобы выучить новые иностранные слова, можно использовать метод ассоциаций или созвучия с русскими словами и, безусловно, метод повторения.

Замечено, что очищение ума, улучшает, как память, так и когнитивные способности в целом . Используйте самую быструю для этой цели систему – .

Тренировка памяти в повседневной жизни

  1. Рекомендация о ежедневном чтении и извлечении из этого занятия новой для себя информации была, есть и будет актуальной во все времена.
  2. Пересказывайте прочитанные книги - не только способ мотивировать ближайшее окружение к прочтению, но и прекрасное упражнение для тренировки слухового типа памяти.
  3. Один из лучших «бытовых» приёмов развить способность к запоминанию - изучение иностранного языка, новых иностранных слов, пословиц, устоявшихся выражений.
  4. То же самое можно сказать о ежедневном разучивании новых стихов и песен.
  5. Очень эффективно для ежедневной тренировки памяти упражнение по запоминанию телефонных номеров, номеров проезжающих мимо машин и т. д.
  6. Это же относится и к запоминанию точных дат дней рождения родственников, друзей, коллег и т. д.
  7. Отправляясь в магазин, список необходимых покупок можно держать в голове, безусловно, храня «в рукаве» заранее подготовленную шпаргалку.
  8. Возвращаясь из магазина, полезно вспоминать все совершённые покупки и их стоимость.
  9. Отправляясь спать, полезно вспомнить и «прокрутить» в голове в мельчайших деталях события прошедшего дня, вплоть до того, из каких продуктов состояло сегодняшнее меню в течение дня.

Англичанин Доминик О`Брайан, обладает невероятной способностью. Победитель Чемпионата мира по памяти 1994 года, способен за час выучить более 300 иностранных слов, а спустя несколько дней, говорить на новом языке. При этом, О`Брайану запрещено появляться во всех казино мира, уникально развитая память, помогает считывать оставшиеся в колоде карты и срывать огромный денежный куш.

Приведённые в данной статье методы и техники рассчитаны главным образом на взрослого человека, лично заинтересованного в улучшении качества своей памяти. В случае необходимости развития памяти у детей, психологи и педагоги рекомендуют проводить занятия в форме игр. К счастью, сегодня достаточно информации о развитии любых детских способностей, в том числе и о совершенствовании памяти.

Но независимо от возраста, для укрепления памяти абсолютно всем одинаково полезны свежий воздух, качественный полноценный сон и употребление продуктов питания, благоприятствующих улучшению работы психических процессов, связанных с безупречной работой этой до сих пор малоизученной области человеческого мозга.

Как очищение ума влияет на память и когнитивные способности

  • негативные эмоции (страхи, тревоги, обиды, ревность, злость и т.д.)
  • комплексы (напр.: я толстая, у меня кривые ноги/зубы и т.д.)
  • ограничивающие убеждения (“я это не смогу”, “так не делается” и т.д.)
  • негативные установки (у многих людей есть целые мета-программы по самоуничтожению, которые провоцируют вредные привычки, разрушительный образ поведения и т.д.)
  • и многое другое

А ведь это только вершина айсберга. Известно, что эмоции поглощают огромное количество биоэнергии. Так какая же связь очищения ума с улучшением памяти и когнитивных способностей?

Во-первых: человек, в подавленном или подпорченном настроении, имеет способности к запоминанию хуже (как, впрочем, и когнитивные в целом); во-вторых: ограничивающие убеждения и представления ограничивают когнитивные способности; в-третьих: ментальный мусор, подъедая ваши энергетические запасы, опять же, ограничивает способности к мышлению и запоминанию, ведь чем больше у вас энергии, тем легче происходит запоминание и тем лучше мышление вообще.

Для ускоренного очищения ума используйте систему – . Система хороша тем, что задействует ресурсы подсознания и фактически, перекладывает основную часть работы на него. А вам, в основном, остается только зачитывать готовые инструкции для подсознания. Безусловно, интересная штука.

Развивать и тренировать свою память должен каждый человек, который хочет развиваться, добиваться чего-то в жизни. Не надо стоять на месте, а еще хуже катиться в пропасть. Вперед и только вперед.

Представьте на мгновение, что вы ни чего не понимаете и не видите, что происходит вокруг. Вы не знаете: как вас зовут, где вы живете, какой это город, кем вы работаете и так далее. Страшно становится, очень страшно. Поэтому надо развивать и тренировать свою память. Начните это прямо сейчас и делайте каждый день, не ленитесь и у вас все будет хорошо.

Упражнение 1

Начнем с простого упражнения. Посмотрите на следующую картинку одну минуту. Затем закройте эту картинку и попробуйте нарисовать эти фигуры в таком же расположении на бумаге.

Если вам сложно запомнить все детали не расстраивайтесь, возьмите только верхнюю часть картинки и попробуйте запомнить ее. Затем посмотрите на нижнюю часть картинки и попробуйте нарисовать детали нижней картинки на бумаге.

После того как вы нарисуете детали на бумаге попробуйте сравнить с картинкой. Что у вас получилось? Если есть ошибки, попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 2

Посмотрите внимательно на картинку, здесь нарисованы цифры, под каждой цифрой написано слово. Внимательно посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте эту картинку и попробуйте написать на бумаге все цифры и под каждой цифрой написать слово.

Что у вас получилось? Если ошибок много попробуйте запомнить только верхнюю строчку от нуля до четырех, потом от пяти до девяти.

Сравните написанное с картинкой, если есть ошибки, повторите упражнение.

Упражнение 3

Посмотрите на следующую картинку, на ней нарисованы часы. Посмотрите внимательно, какие цифры нарисованы на ней больше, меньше, какие черточки на цифрах. Посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте картинку и попробуйте нарисовать часы на бумаге.

Что у вас получилось? Если у вас не получилось запомнить и нарисовать все полностью разделите часы пополам и запомните половину. Затем попробуйте запомнить вторую половину и нарисовать ее на бумаге. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 4

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, но выделены они другим цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать все, что запомнили цветными карандашами или цветными ручками.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые три строчки и попробуйте запомнить их. Затем запомните и напишите вторые три строчки. Потом попробуйте запомнить и написать все шесть строчек вместе.

Упражнение 5

Посмотрите следующее упражнение, здесь написаны цифры двумя разными цветами. Посмотрите внимательно одну минуту на эти цифры и попробуйте запомнить их.

Закройте эти цифры и попробуйте написать на бумаге все то, что вы запомнили. Проверьте себя, если много ошибок попробуйте запомнить первые две строчки и затем написать их.

Затем попробуйте запомнить и написать вторые две строчки. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.

Попробуйте запомнить две крайние строчки и написать их, а затем запомнить две строчки в середине и тоже написать их. Не забывайте, что некоторые цифры написаны красным цветом.

Упражнение 6

В этом упражнении даны образцы узоров их надо запомнить, и продолжить точно также как на примере.

Сначала попробуйте выполнить задание под цифрой один.

Запомните рисунок под цифрой один закройте образец и продолжите на память соединять кружочки по образцу.

Теперь посмотрите образец рисунка под цифрой два. Закройте образец и соедините треугольники на память.

После выполнения задания под цифрой два приступайте к заданию под цифрой три. Здесь надо запомнить в каком порядке соединяются квадраты. После того как вы запомнили, закройте картинку и попробуйте соединить квадраты точно также.

Упражнение 7

Посмотрите внимательно на следующую картинку одну минуту. Здесь нарисованы разные предметы, запомните их.

Закройте картинку и напишите на бумаге, что вы запомнили. Предметы должны быть написаны или нарисованы в таком же порядке как на картинке.

Если вам сложно запомнить с первого раза столько предметов, то можно запомнить и написать половину этих предметов только по порядку.

Затем запомните и напишите вторую половину этих предметов.

Теперь попробуйте запомнить полностью все предметы по порядку и написать их в таком же порядке.

Упражнение 8

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, они выделены все одним цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать на бумаге все, что вы запомнили.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые два столбика и попробуйте запомнить их. Затем запомните последний столбик и попробуйте написать все три столбика вместе.

Упражнение 9

Рассмотрите внимательно следующую картинку, на ней нарисованы животные, млекопитающие, рыбы и так далее. Постарайтесь запомнить все картинки в течение одной минуты.

Теперь напишите на бумаге по порядку все, что вы запомнили. Если запомнили не все или в неправильном порядке повторите упражнение.

Затем попробуйте запомнить в другом порядке, например с последней картинки до первой. Запишите все, что вы запомнили. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 10

Посмотрите на следующую пирамиду из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра. Попробуйте запомнить все цифры по порядку. Запоминайте сначала первую строчку, затем вторую строчку и так далее.

Можно запомнить первые три строчки и написать их на память. Если получилось, то попробуйте запомнить первые четыре строчки и затем написать их. Проверьте себя.

Теперь попробуйте запомнить пять строчек и написать. Затем запомните всю пирамиду чисел и запишите их.

Упражнение 11

Посмотрите 20 секунд на следующие две картинки закройте их и скажите, сколько одинаковых фигур нарисовано на этих картинках. Нарисуйте их по памяти.

Теперь снова посмотрите на эти две картинки 20 секунд и закройте картинки.

Сколько разных картинок на этих двух картинках.

Проверьте себя. При необходимости повторите упражнение.

Развивайте и тренируйте память

Выполняйте следующие упражнения

Упражнение 12

Это упражнение можно делать в спокойной обстановке дома или на работе, если есть время.

Посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один из предметов и изучите его внимательно. На изучение вам дается двадцать секунд. Затем отвернитесь от этого предмета и попробуйте его описать.

Например, вы выбрали статуэтку.

Какая статуэтка большая, маленькая? Какого цвета статуэтка? Постарайтесь сделать полное описание того, что вы запомнили. Какая у нее поверхность (гладкая, лакированная, ребристая, пыльная, потертая и так далее). Какое основание у статуэтки (квадратное, круглое, необычной формы)?

Если вы мало успели запомнить за двадцать секунд, повторите упражнение.

Таким же образом вы можете рассмотреть другие предметы и попробовать их описать. С каждым разом предметы старайтесь выбирать сложнее.

Упражнение 13

Это упражнение сложнее выберите для описания следующий предмет, например ковер с рисунком.

Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили.

На ковре сложный рисунок, если не получилось запомнить весь попробуйте запомнить сначала какую-то часть ковра, потом возьмите кусочек для запоминания по-больше. Повторите упражнение. Затем попробуйте рассказать все, что на нем изображено.

Упражнение 14

Возьмите любые пять предметов. Это может быть кружка, ваза, тарелка, духи, статуэтка и так далее.

Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем накройте все эти предметы темным материалом и попробуйте рассказать то, что вы запомнили.

Если у вас получилось мало запомнить, повторите упражнение.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать.

Затем попробуйте добавлять по одному предмету и усложнять упражнение. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Упражнение 15

В этом упражнении вам надо описать какой-нибудь предмет по памяти.

Возьмите, например вазу, рассмотрите ее внимательно двадцать секунд. Отвернитесь от нее и попробуйте описать ее по памяти.

Вам надо описать все: форму, цвет, какой рисунок нарисован на этой вазе и так далее.

Затем повернитесь к вазе и посмотрите внимательно, что вы упустили и не рассказали.

Посмотрите еще раз на вазу и отвернитесь от нее. Попробуйте составить более полный рассказ о вазе.

Это упражнение вы можете сделать с другим предметом.

Упражнение 16

В упражнении 15 вы описывали вазу, отворачиваясь от нее. Теперь в упражнении 16 вам надо закрыть вазу, взять лист бумаги и карандаш и нарисовать ее по памяти.

Сравните ваш рисунок с оригиналом вазы. Вы все нарисовали или что-то упустили. Посмотрите внимательно каждую мелочь.

Упражнение 17

Перед сном попробуйте вспомнить людей и предметы, которые окружали вас целый день.

Вспомните фразы, которые были обращены к вам. Если вы слушали лекцию, то восстановите в памяти мимику, жесты. Вспомните, о чем говорилось на лекции дословно. Проанализируйте весь свой день и оцените свою память, наблюдательность и внимание.

Упражнение 18

Наш мозг способен увидеть понять обработать за одно мгновение очень большой объем информации. Вы можете развить и добиться многого, развивая свой мозг тренировками и упражнениями.

Возьмите книгу с яркими картинками.

Выберите одну и мгновенно посмотрите на нее. Закройте книгу. Что вы запомнили? Надо рассказать как можно больше, что вы запомнили. Повторите упражнение.

Для такого упражнения подойдет, например картина. Тренируйтесь и каждый раз сравнивайте, на сколько, улучшились у вас результаты.

Упражнение 19

В этом упражнении вам надо взять любые 5-7 предметов. Не рассматривайте их, положите на стол и закройте темным материалом.

Теперь откройте, сосчитайте медленно до десяти, и одновременно запоминайте эти предметы, снова закройте. Все что вы запомнили, запишите на бумаге. Опишите эти предметы.

Повторите упражнение, с каждым разом вы будете запоминать все больше и больше.

Выполняя упражнение в следующий раз, положите больше предметов, например 8-10 потом 11-13 и так далее. С каждым разом усложняйте себе упражнение.

Упражнение 20

Это упражнение перекликается с предыдущим. Вам надо зайти в незнакомую комнату и быстро как можно больше запомнить предметов и вещей, которые там находятся.

Затем вы выходите из комнаты берете лист бумаги и ручку и описываете все, что вы запомнили. Написанное можно сравнить с тем, что находится в комнате. На сколько много, и быстро ваш мозг запоминает. Если запомнили мало, повторите упражнение. В следующий раз попробуйте сделать это упражнение с другой комнатой и с другой обстановкой.

Упражнение 21

Это упражнение поможет вам запомнить важное.Запоминание связано со звуком, который вы слышите во время каких-то событий. Если нет никаких звуков, то их надо представить.

Представьте себе движущийся мотоцикл.

Он мчится и издает, какие-то звуки, какие они придумайте их. С помощью этих звуков вы всегда можете запомнить, что-то очень важное.

Упражнение 22

Это упражнение тоже на запоминание очень важной информации.

Вам надо взять любое стихотворение и выделить в нем фразы. К каждой фразе надо придумать несколько вопросов. Если хотите хорошо запомнить, делайте это каждый день.

Упражнение 23

Придумайте себе какой-нибудь маршрут, по которому вы пойдете. Например: от дома до магазина или от дома до работы.

Пройдите пешком по этому пути и замечайте все яркие приметы, которые вам встречаются на пути.

Затем дома возьмите бумагу и карандаш и составьте карту необычных примет. Запоминая яркие события, вы запомните и то, что рядом с ними находится.

Упражнение 24

В этом упражнении даны три столбика слов. Прочитайте эти слова и попробуйте запомнить сначала первый столбик.

Закройте эти слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке.

Затем прочитайте и запомните слова второго столбика. Закройте слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке.

После второго столбика прочитайте слова третьего столбика и попробуйте их запомнить. Закройте слова и напишите их в алфавитном порядке.

После того как вы запомнили все три столбика, посмотрите на слова еще раз, закройте их и напишите все слова трех столбиков в алфавитном порядке.

Упражнение 25

Посмотрите на следующую пирамиду цифр. Здесь шесть строчек. В каждой следующей строчке добавляется еще две цифры. Посмотрите сначала первые три строчки, они не большие, закройте пирамиду и попробуйте рассказать или написать то, что вы запомнили.

После того как вы написали или рассказали первые три строчки добавьте еще одну четвертую строчку, затем пятую и потом шестую строчку.

Получилось у вас написать в правильном порядке цифры?

Теперь вы это же упражнение попробуйте рассказать в обратном порядке снизу вверх. Посмотрите сначала нижнюю строчку закройте ее и расскажите, затем добавляйте по одной строчке вверх.

10 игр для развития и тренировки памяти

Также предлагаем игры для развития феноменальной памяти, внимания, логики и общему развитию мозга. Возможность видеть статистику достижений и соревноваться с другими игроками, бить свои и чужие рекорды, сделает такой способ развития памяти еще более интересным.

Игра "2 назад"

Для развития памяти советую такое упражнение как игра «2 назад». На экран будет выведена последовательность цифр, которые потребуется запомнить, а затем сравнить цифру последней карты с предыдущей. Это мощная тренировка памяти и мозга , это упражнение, которое доступно после регистрации, вы готовы? Тогда вперед!

Игра "Номер 3 назад"

Игра «Номер 3 назад» развивает память. Главная суть игры запомнить последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей карточкой.

В этой игре на несколько секунд на экране появляется карточка с цифрой ее надо запомнить, затем карточки исчезают и появляются новые. Сравните предыдущую карточку с карточкой на экране и ответьте на вопрос.

Игра "Матрицы памяти"

«Матрицы памяти» – Отличная игра для тренировки памяти. В представленной игре Вам потребуется запомнить размещение закрашенных клеток, а затем воспроизвести их по памяти. Сколько уровней вы сумеете пройти? Помните, время ограничено!

Игра "Сравнение по памяти"

Еще одна игра, которую можно отнести к упражнениям для памяти – «Сравнение по памяти». Хорошее упражнение для развития памяти и быстроты мысли. В начале дается цифра которую следует запомнить, затем же дается вторая, а Вам нужно будет ответить на вопрос, не меняющийся в течение игры. Замечательная игра для тренировки мозга. Давайте пробовать улучшать свою память вместе с нами!

Игра "Сложное скоростное движение"

Игра «Сложное скоростное движение» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране.

В этой игре на несколько секунд на экране появляется предмет, посмотрите внимательно и запомните его.

Затем предмет исчезает и появляется новый, вам надо сравнить эти два предмета. Внизу есть три кнопочки с ответами: «нет», «частично совпадает» и «да». С помощью этих кнопок дайте ответ.

Игра "Перемещения"

Игра «Перемещения» развивает мышление и память. Главная суть игры запоминать перемещение сундука с сокровищами по карте.

В этой игре на несколько секунд на карте появляется сундук с сокровищами, надо запомнить, где находится сундук и внимательно следить за стрелками, куда они показывают. Сундук перемещается по стрелкам. При помощи стрелок вы определите, куда переместился сундук.

При правильном ответе вы набираете очки и играете дальше.

Игра "Буквенный охват"

Игра «Буквенный охват» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить буквы и написать их.

В этой игре на несколько секунд загораются буквы на экране, посмотрите внимательно и постарайтесь их запомнить.

Теперь вам надо написать их по памяти, можно пользоваться клавиатурой.

При правильном ответе вы набираете очки и играете дальше.

Игра "Числовой охват: Революция"

Интересная и полезная игра «Числовой охват: Революция», которая поможет Вам улучшить и развить память . Суть игры в том, что на мониторе будут выводиться цифры по порядку, по одной, которые Вам следует запомнить, а затем воспроизвести. Такие цепочки будут состоять из 4, 5 и даже 6 цифр. Время ограниченно. Сколько баллов вы сумеете набрать в это игре?

Игра "БрейнФуд"

Игра «БрейнФуд» развивает память и внимание. Главная суть игры в каждом раунде показан набор элементов, надо выбирать из набора тот, который еще не выбирали в предыдущих раундах.

В этой игре на экране предложены разные напитки и еда. Надо выбрать одно блюдо или напиток. В каждой следующем раунде надо выбрать другое блюдо, которое отличается от предыдущих. Во время игры добавляются новые блюда. Надо запоминать и выбирать каждый раз новое блюдо или напиток.

Другие курсы для развития памяти

Еще курсы для улучшения памяти, концентрации внимания и работы мозга:

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Игры и увлекательные упражнения для развития мозга, памяти, концентрации внимания, креативности, которые будут приходить на почту в течении 30 дней после подписки. В качестве бонуса будут приходить уроки их других курсов.

Скорочтение за 30 дней

Заключение

Развивайте и тренируйте свою память, занимайтесь упражнениями каждый день по 30-40 минут и вы сразу заметите прогресс. Даже если у вас нет времени, ищите простые примеры из жизни по пути домой или по пути на работу, запоминайте номера домов, номера машин, цены в магазинах и так далее. Желаем вам удачи.

Похудение